Ядовитые амфибии

Часть 3. Танцующая в огне

Salamandra salamandra
Огненная саламандра (Salamandra salamandra),Fire salamander (Eng.); Jerzy Opiola, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Огненная саламандра издавна считалась животным мистическим и опасным. Помимо широко распространенного мнения, что она без вреда для себя может жить в огне, было известно также о ее чрезвычайной ядовитости. Плиний старший (23-79 н.э.) писал: "Самый жуткий из всех зверей - это саламандра. Другие кусают по крайней мере отдельных людей и не убивают многих сразу ..., а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми... Если саламандра дотронется до листа, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым; упав в поток, она отравляет воду (интересно, только ниже по течению, или выше тоже (Прим. Буфо-до)). Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают. Однако некоторые звери, например, свиньи, едят это жуткое создание, ибо у всех есть враги."

Отдав дань Плинию (с некоторыми из его постулатов трудно не согласиться), рассмотрим, как обстоят дела у жуткого зверя сейчас, когда за него всерьез взялись исследователи, не опасаясь даже выпадения всех волос на теле.

Еще в 1860 году было выяснено, что действующим началом яда саламандр являются алкалоиды, а в 1930 была определена их стероидная структура. К счастью для исследователей и саламандр, из паротидных желез этих амфибий можно было получать сравнительно большие количества алкалоидов, в отличие, например, от древoлазов (Dendrobates), о которых мы писали в нашей предыдущей статье). Главный алкалоид был назван самандарином, а всего было изолировано 9 алкалоидов со сходными структурами. Характерным для большинства самандариновых алкалоидов является наличие оксазолидинового кольца.

samandarine
Структурная формула самандарина
Самандарин достаточно токсичен, его летальная доза для мыши составляет около 70 мкг. Он принадлежит к группе нейротоксинов и вызывает судороги, расстройства дыхания, сердечную аритмию и частичный паралич. С фармакологической точки зрения самандарины рассматриваются как потенциальные местные анестетики. Кроме того они имеют антимикробную активность.

Саламандры, в отличие, например, от листолазов (Phyllobates) сами чувствительны к своим алкалоидам (при их попадании в кровь). Самандариновые алкалоиды были обнаружены только у двух видов саламандр - европейской огненной (Salamandra salamandra) и альпийской S. atra. Алкалоиды, сходные по структуре с алкалоидами этих амфибий, больше в природе нигде обнаружены не были.

В отличие от алкалоидов древолазов (Dendrobatidae), для многих из которых было показано, что они поступают к лягушкам вместе с пищей, саламандры синтезируют алкалоиды самостоятельно и их содержание не снижается у находящихся в террариуме амфибий по крайней мере в течение трех поколений. Инкубирование радиоактивно меченного холестерола с экстрактом паротидных желез саламандр привело к инкорпорированию радиоизотопов в соответствующие алкалоиды.


Информация подготовлена по материалам:
  1. "The alkaloids. Amphibian Alkaloids." by J.W. Daly et al., 1993, In: Cordell GA, editor. Vol. 43. New York: Academic Press, 1993: 185-288
  2. "The alkaloids. The Nature and Origin of Amphibian Alkaloids." by J.W. Daly, 2000, In: Cordell GA, editor. Vol. 50. New York: Academic Press, 2000: 141-169.